Интервью с учёным: Инта Миериня

В конце прошлого года Институт философии и социологии Латвийского Университета начал реализацию проекта «Благосостояние и интеграция в контексте миграции» в рамках программы фундаментальных и прикладных исследований Совета по науке. Чтобы узнать более подробно о проекте, мы пообщались с его руководителем — Интой Миериней.

— В чём отличие этого проекта от других исследований Института философии и социологии и Центра исследований диаспоры и миграции ЛУ?

— Это исследование — логическое продолжение реализованного в 2014-2015 году обширного опроса живущих за границей латвийцев, в котором приняли участие более 14 тысяч человек. На этот раз мы хотим снова обратиться не только к тем респондентам, которые проявили отзывчивость в прошлый раз, но и к тем, кто переехал за границу позже.

Нас интересует, как изменилась жизнь соотечественников и их мнение в течение прошедших пяти лет, когда мы все прошли через разнообразные изменения: повышение зарплат, смену правительства в Латвии, принятие закона о диаспоре, всяческие сотрясения в мире.

Исследование уникально тем, что это первый повторный опрос такого рода в Латвии — мы попытаемся выяснить дальнейший путь наших эмигрантов. Например, вернулся ли кто-то из наших респондентов, как изменились условия жизни, удовлетворённость жизнью в целом, отношения с близкими и эмоциональная связь с Латвией.

Лонгитудинальные исследование (повторяемые через промежутки времени) являются наиболее ценными с научной точки зрения, так как позволяют получить наиболее достоверные данные о влиянии различных обстоятельств на развитие жизненного пути человека. Это очень ценные знания не только в контексте Латвии, но и большая редкость в контексте всей Европы.

— Выделяете ли вы какую-то особую целевую группу в своём исследовании?

— В отличие от других опросов, наше исследование ориентируется не только на эмигрантов, но и на тех, кто уже вернулся в Латвию. Нас особо интересуют люди, которых зачастую называют транснационалами — людьми, которые считают своим домом сразу несколько стран и постоянно перемещаются между Латвией и какой-либо другой страной, но в то же время поддерживают связь со многими странами. Таких людей, как показывает предыдущий опрос 2014 года, около 17%. Процессы миграции уже не такие, как в прошлом, когда люди принимали решение уехать, собирали чемоданы и уезжали. Сейчас эти процессы стали намного динамичнее и текучее. Зачастую человек живёт в одной стране, а работает или имеет семью в другой. Эта группа в обществе продолжает увеличиваться, и именно поэтому наше исследование особо фокусируется на ней.

— Какая общая цель вашего исследовательского проекта?

— В центре исследования — благосостояние эмигрантов и ремигрантов. Нашей целью является выяснить, как себя ощущают соотечественники за границей, посредством анализа самых разных сфер жизни. Например, психологический комфорт, доступность услуг здравоохранения, включение в рынок труда, вклад в развитие общества Латвии и других стран. Также мы обратим внимание на вопросы, связанные с адаптацией детей эмигрантов и ремигрантов в школьной системе. Мы попытаемся понять, какая поддержка необходима, чтобы помочь людями решать проблемные ситуации.

С научной точки зрения, планируется выяснить, какие именно факторы помогают наиболее удачно обосноваться в новой стране проживания или же принять решение вернуться в Латвию. Из научных теорий нам известно, что эмигрируя человек улучшает своё финансовое положение, перспективы карьеры, осваивает новые навыки и знания. В то же время, намного меньше известно о том, как эмиграция влияет на другие сферы жизни: отношения с окружающими, семьёй, друзьями, общую интеграцию в обществе, вовлечённость в социальную и политическую жизнь, доступность медицины, адаптацию детей в школе, другие не менее важные, чем финансовые, вопросы. Мы хотим выяснить, не приходится ли расплачиваться за улучшение материального положения чем-то другим, например, слабеющим контактом с близкими и общим ощущением принадлежности, или же психологическим напряжение и стрессом в чужом обществе, трудностями на рынке труда или с воспитанием детей.

— Какие конкретные вопросы будут рассмотрены в рамках исследования?

— Будем рассматривать много разных тем. Один из самых актуальных вопросов — как анализировать процессы интеграции в контексте текучей, транснациональной миграции, если до сих пор политика интеграции была направлена на жителей, которые стабильно переселились в конкретную страну? Что означает слово интеграция для этой групы мигрантов — тех, кто не остаётся постоянно в одной стране, или даже вовсе не хочет укореняться, так как чувствует себя очень хорошо в существующей ситуации? Что значит быть хорошо интегрированным в какой-то стране? Обязательно ли учить язык этой страны? Обязательно ли создавать тесные связи с местными жителями, сообществом? Можно ли быть хорошим жителем какой-либо страны без перечисленных вещей?

В литературе обычно пытаются отвечать на эти вопросы эпистемологически, или философски-теоретически. Однако в этом исследовании мы планируем спросить, что обо всём этом думают люди сами: чувствуют ли они себя хорошо интегрировавшимися в стране проживания? Хотят ли они этого вообще? Если нет, то почему? Если да, то в каком смысле? Всё это поможет лучше понимать новую реальность, с которой сталкиваются всё больше мобильных жителей Европы. Необходимо удостовериться, не навязываются людям какие-то неестественные модели интеграции, никак не соответствующие их ощущениям. > Наше предыдущее исследование чётко показало субъективность самого статуса миграции — что вообще означает уехать или вернуться? Поэтому на этот раз спросим, кем люди считают себя сами: эмигрантами, латвийцами за границей, представителями ссылки, диаспорой?

Многие из этих слов чужды нашим соотечественникам за границей. Например, мы знаем, что слово диаспора многие не относят к себе, хотя это наиболее часто употребляемый термин в политических документах. В свою очередь слово эмигрант с болью воспринимают представители старой ссылки, которые абсолютно не связывают себя с эмигрантами, так как у этого слова много негативных ассоциаций. Недавно уехавшие латвийцы тоже зачастую не считают себя эмигрантами или мигрантами, что тоже связано с предубеждениями по отношению к этому термину. Поэтому в рамках исследования мы выясним, как на самом деле люди сами себя идентифицируют.

Интересно и важно, что в команде проекта есть люди, которые сами жили или живут за границей. Этот факт помогает лучше понять точку зрения живущих за границей латвийцев.

— Почему людям стоит принять участие в вашем опросе?

— В течение последних пяти лет в политике диаспоры и ремиграции произошли большие изменения. Мы рады, что научные исследования дали стимул и информационную основу для различных политических инициатив и внесли значительный вклад в развитие политики диаспоры. То, что живущие за границей латвийцы доверили нам свое мнение, позволило идти и аргументировать о необходимых изменениях по многим вопросам. В том числе: о поддержке для ремигрировавших детей, об упорядочении пособий и налогов, о создании пунктов поддержки в Латвии.

Наше исследование способствовало также и развитию частных и общественных инициатив, связанных с вопросами трудоустройства. Результаты опроса широко освещались в СМИ как в Латвии, так и за рубежом; они используются в работе со студентами, были опубликованы в международных научных журналах и монографии. Всё это помогло лучше понять мнения, мотивацию и истории жизни переехавших из Латвии жителей.

Когда меня спрашивают, стоит ли участвовать в опросе, я с радостью могу ознакомить с конкретными результатами, которые нам удалось достичь в ходе предыдущих исследований.

В дополнение к научному интересу эти исследования ожидают и те, кто формируют политику в государстве и самоуправлениях. В вопросах диаспоры наши исследования принимают во внимание, с ними считаются, они служат важной информационной базой для развития услуг, адресованных диаспоре и ремигрантам. Это не просто «исследование, как любое другое». В его реализации принимают участие ведущие исследователи миграции в Латвии, оно включает в себя уникальные знания, что в результате обеспечит его результатам широкое внимание и влияние. К тому же мы уверены — исследователям очень важно работать вместе с диаспорой, сотрудничать с организациями и группам, вникать в актуальные для диаспоры и ремигрантов вопросы, помогая тем самым их решать.

Стоит отметить, что текущий научный проект поможет оценить, сколько именно латвийцев живут за границей и сколько за последние годы вернулись в Латвию. На данный момент доступны сильно разнящиеся подсчёты и оценки, но точных данных всё ещё нет. Но ведь это основа всего! Особенно не хватает данных о так называемой «старой диаспоре». Поэтому и на этот раз мы очень надеемся, что в опросе примут участие и многие представители этой группы — это даст возможность профессору Михаилу Хазану сделать наиболее точную оценку.

За новостями нашего проекта и исследований миграции в целом следите:

Если у Вас возникло оказать проекту информационную поддержку, пишите, пожалуйста на э-почту laura.buzinska@lu.lv.

Информацию подготовила Лаура Бужинска.

Похожие

Вперед
Назад